«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

0
28

От скромных «Жигулей» до правительственных «Чаек». Что продается на RM Sotheby's, Barrett-Jackson и других знаменитых аукционах

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

Отечественной техники за рубежом не так много, но определенный вес у ценителей она имеет. Мы не раз вылавливали интересные лоты с западных сайтов объявлений, но одно дело — частники, а совсем другое — элитные аукционные дома с мировым именем. Туда абы что не попадает: машина должна иметь заметную историческую, культурную или коллекционную ценность.

Тем отраднее, что на этих площадках советские автомобили в разные годы появлялись. Посмотрите, какие машины участвовали в торгах бок о бок с Ferrari, Bugatti, Mercedes-Benz и другими сокровищами ценой в миллионы долларов.

www.adv.rbc.ru

ГАЗ-13 «Чайка»

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

ГАЗ-13 «Чайка»
(Фото: auto24.org)

Роскошные «Чайки» попадали на авторитетные аукционы как минимум дважды. В 2012 году в торгах RM Sotheby's участвовал седан 1977 года выпуска, который, согласно документам, служил в советском санатории «Красные камни» и возил там Брежнева, а потом и Андропова. Советские вожди в этом санатории действительно любили отдыхать, только находится он в Кисловодске, а вовсе не на Черном море, как сказано в описании лота. Впрочем, эта неточность не помешала «Чайке» уйти с молотка за $40 700 в Оберне, штат Индиана.

Со вторым лотом все еще занятнее. В 2006 году на торги Barrett-Jackson выставили «Чайку», которая когда-то принадлежала Альгирдасу Бразаускасу — бывшему первому секретарю компартии Литовской ССР, а затем и президенту Литвы.

Тут вопросов никаких, были бы документы. Но в описании сущая «клюква»: мол, эти помпезные сияющие лимузины любили кагэбэшники за большой багажник и просторный салон, в который можно быстро затащить человека и увезти, цитируем, «в ГУЛАГ, а то и еще куда похуже». А еще там же написано, что все «Чайки» уничтожались по истечении срока службы и поэтому их осталось так мало. Не знаем, что употреблял составитель описания, но машину все-таки продали — правда, цена сделки неизвестна.

«Москвич-400»

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

«Москвич-400»
(Фото: rmsothebys.com)

Как скромный «Москвич» мог оказаться на торгах RM Sotheby's, что и легендарная Ferrari 250 GTO за $48 млн? Оказывается, это часть собрания Уолтера Миллера — человека, который всю жизнь посвятил коллекционированию и продаже автомобильных атрибутов: литературы, значков, рекламных вывесок и прочего барахла, за которым энтузиасты могут охотиться годами. Настоящие автомобили у Миллера тоже имелись — причем в пестром ассортименте.

Загибайте пальцы: Cadillac Type 57 1919 года; среднемоторный спорткар Porsche 914; классический BMW 2002; седан забытой французской марки Samson; крошечный британский микрокар Sebring-Vanguard, больше похожий на железнодорожный «башмак»; купе Lancia Flaminia с кузовом Pininfarina. И это лишь часть списка. Так что милый «Москвич» 1951 года сюда вписывается прекрасно — жаль только, что участники торгов его не оценили. При ожидаемой цене в $7–10 тыс. советский седан был продан всего за $5225.

Lada Niva

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

Lada Niva
(Фото: rmsothebys.com)

Еще один лот RM Sotheby's с интересной историей — старенькая «Нива» 1979 года, причем в непритязательном состоянии. Но по гоночным наклейкам вы уже догадались, что с этой машиной не так все просто — она выступала в ралли «Париж — Дакар».

На заре этого марафона народ выступал буквально на чем угодно — от Range Rover до Rolls-Royce и почти стандартных Renault. Поэтому дешевые и неприхотливые советские внедорожники оказывались популярным выбором: в 1981 году, например, таких машин было целых 12 из 170 участвовавших, а Жан-Клод Бривуан приехал третьим в абсолютном зачете.

Конкретно на этом экземпляре выступал семейный французский экипаж — Франсуа Жансон со своим сыном. Список доработок скромен до неприличия: «Нива» получила пластиковые двери, капот и крышку багажника, усиленную подвеску, увеличенный бензобак и дополнительные фары.

До финиша «Дакара» 1981 года экипаж не добрался, «Нива» встала в гараж Франсуа Жансона — да так там и стояла аж до 2009 года. После чего внедорожник выкупил некий коллекционер, чтобы в 2018-м выставить на торги и выручить… Всего £4,6 тыс. британских фунтов! Маловато для исторического артефакта, хотя для пыльного и ржавого советского внедорожника очень даже ничего.

ГАЗ-21 «Волга»

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

ГАЗ-21 «Волга»
(Фото: bringatrailer.com)

Встречаются на зарубежных площадках и классические «Волги»: например, известный аукцион Bring A Trailer в разное время выставлял таких аж три штуки, две из которых нашли новых владельцев. Самый дорогой лот был продан в прошлом году за $22 500 — речь идет о машине третьей серии 1967 года выпуска в бежево-коричневой окраске. На одометре советского седана чуть больше 33 тыс. км, причем машину тщательно отреставрировали в России перед тем, как в 2017-м отправить в США.

Второй экземпляр далеко не так аутентичен — по правде говоря, некоторые могут даже назвать его «колхозом». Судите сами: под капотом трехлитровый V6 с индексом 3VZ-E, который ставился на Toyota Hilux и 4Runner, автоматическая трансмиссия тоже японская, установлены кондиционер, дополнительные приборы в салоне, современная магнитола, пусть и стилизованная под ретро, дисковые тормоза на всех колесах.

Кстати, колеса тоже не родные, а заявленный пробег — 77 тыс. км. При этом состояние у автомобиля идеальное, антураж почти не нарушен (тут еще выручают грозный черный цвет и советские номера), а ездить на таком «рестомоде» все-таки полегче, чем на полностью оригинальной машине. Потому и финальная цена в $19 тыс. не выглядит совсем уж безумием.

«Жигули»

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

ВАЗ 2107
(Фото: mecum.com)

Еще одна крупная и уважаемая площадка — Mecum Auctions — дважды выставляла на торги тольяттинскую «классику». В 2015 году речь шла о симпатичной оранжевой «копейке» 1980 года в легком советском тюнинге — розочка на рычаге коробки, кивающая собачка под задним стеклом, брызговики и прочие мелочи.

Несмотря на пробег в 38 тыс. миль (хотя это могут быть и километры, американцы часто не морочатся с переводом), жизнерадостный седан не услышал крика «Продано!», хотя стартовая цены была $9 тыс.

На тысячу меньше (и тоже без продажи) просили в 2021 году за голубую «семерку» с примерно таким же пробегом. Здесь речь идет уже о полностью оригинальном заводском состоянии — почти о «капсуле времени» из 1989-го. Дополнительной информации о машине продавец не привел, но, судя по имеющимся подсказкам, изначально она была продана в Венгрии, затем жила в Германии, а оттуда переехала в Хьюстон, штат Техас.

ГАЗ-12 ЗИМ

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

ГАЗ-12 ЗИМ
(Фото: rmsothebys.com)

Об этом лоте, проданном в 2010 году, аукцион RM Sotheby's сообщает крайне мало, но одна любопытная деталь все-таки есть: именно этот автомобиль Никита Хрущев подарил премьер-министру Норвегии Эйнару Герхардсону. Известен также год выпуска — 1950-й, но информации о пробеге и судьбе «ЗИМа» найти не удалось.

А судьба эта, видимо, была непростой: состояние у советского лимузина довольно потрепанное. Хромированный декор поблек, краска не блестит, заметны следы ржавчины, а задние шины так и вовсе лысые. Надеемся, что новый владелец привел машину в надлежащее состояние — иначе зачем он отдал за нее $26 400?

Бонус: педальный «Москвич»

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

Игрушечный педальный «Москвич»
(Фото: rmsothebys.com)

Да-да, такой лот у RM Sotheby's тоже был, причем в 2020 году. Детская машинка от АЗЛК входила в каталог Elkhart Collection наряду с такими экземплярами, как Ferrari 255 S Berlinetta с кузовом Vignale ($2,8 млн), Jaguar XKSS ($2 млн), Mercedes-Benz 300 SL ($1,5 млн) и многими другими сокровищами — суммарно на $44 млн.

Видимо, такое солидное окружение помогло и маленькому «Москвичу»: оценочная стоимость по каталогу составляла $400–600, а купили мечту каждого советского ребенка аж за $1200. И вот еще один любопытный факт про иностранцев: аббревиатура АЗЛК приводит их в полное замешательство, поэтому читают они ее как видят: «эй-фри-эй-кей». Так потом и пишут: Moskvitch A3AK.

Источник: www.autonews.ru

«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах
Подпишитесь, чтобы получать свежие новости!

Мы не спамим!

close
«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах
Подпишитесь, чтобы получать свежие новости!

Мы не спамим!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь