Младенцы быстро усваивают звуки языка даже через несколько часов после рождения

0
37

Младенцы быстро усваивают звуки языка даже через несколько часов после рождения

Мы часто думаем о младенцах как о чистых холстах, не способных к обучению в течение первых нескольких недель жизни. Но на самом деле дети начинают воспринимать язык и речь невероятно рано. Даже находясь в утробе матери, они учатся различать голоса и некоторые звуки речи. Уже при рождении они предпочитают звуки речи другим видам неязыковых звуков.

Но как именно мозг ребенка учится обрабатывать сложные языковые звуки, до сих пор остается загадкой. В нашем недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Human Behaviour, мы раскрыли детали этого умопомрачительно быстрого процесса обучения – начиная с первых нескольких часов после рождения.

Мы сотрудничали с группой неонатальных исследований в Китае, которые надевали на головы младенцев маленькие шапочки, покрытые сложными светоизлучающими устройствами, предназначенными для измерения крошечных изменений уровня кислорода в мозге младенцев. Детекторы в шапочке могут помочь нам определить, какие участки мозга были активны в течение определенного времени.

Процедура, совершенно безопасная и безболезненная, была проведена в течение трех часов после рождения детей. Для этого нужно было только надеть на ребенка небольшую эластичную шапочку и просвечивать его голову минутным инфракрасным светом (по сути, тепловым излучением). Это соответствует распространенной во многих культурах практике заворачивания новорожденных в плотно прилегающее одеяло, чтобы успокоить их – облегчить переход от комфорта утробы матери к дикому миру автономного физического существования.

В течение трех часов после рождения все младенцы подвергались воздействию пар звуков, которые, по мнению большинства исследователей, они должны были различать. Сюда входили гласные (например, "о") и те же гласные, воспроизведенные в обратном порядке.

Обычно обратная речь сильно отличается от нормальной (прямой) речи, но в случае с изолированными гласными разница едва заметна. На самом деле, в нашем исследовании мы обнаружили, что взрослые слушатели различают эти два случая только в 70 процентах случаев.

Что нас удивило, так это то, что новорожденные не смогли отличить прямые и обратные гласные сразу после рождения, потому что мы не обнаружили никакой разницы между сигналами мозга, собранными в каждом случае в первые три часа после рождения. Оглядываясь назад, мы не должны были так удивляться, учитывая, насколько тонкой была разница.

Однако мы были ошеломлены, обнаружив, что после прослушивания этих звуков в течение пяти часов новорожденные начали различать гласные переднего и заднего ряда. Сначала их реакция на прямые гласные стала быстрее, чем на обратные. А еще через два часа, в течение которых они в основном спали, их мозг реагировал на прямые гласные не только быстрее, но и сильнее по сравнению с младенцами, которых тренировали с другими гласными или младенцами, которые оставались в тишине.

Это означает, что в первый день жизни ребенку требуется всего несколько часов, чтобы мозг научился тонко различать естественные и неестественные звуки речи.

Далее мы смогли увидеть, что участки мозга в верхней височной доле (часть мозга, связанная со слуховой обработкой) и в лобной коре (участвующей в планировании сложных движений) были вовлечены в обработку гласных звуков, особенно в левом полушарии. Это похоже на схему, которая лежит в основе понимания и производства языка у взрослых.

И что еще более интересно, мы смогли обнаружить перекрестные связи (связь между различными областями мозга) между этими областями в обеих группах детей, которые подвергались воздействию звуков речи, но не в тех, кто не проходил никакого обучения. Другими словами, нейроны обученных младенцев вели "разговор" через мозг таким образом, который не наблюдался у младенцев, остававшихся в тишине в течение того же периода.

Новорожденные, вероятно, получают прямую пользу от того, что с ними разговаривают с самых первых минут, когда они покидают утробу матери. Очевидно, что "воспитание" – изменение сознания под воздействием окружающей среды – начинается с первого дня жизни.

Младенцы не запрограммированы заранее

Мы также можем рассмотреть эти результаты в контексте модной сегодня концепции в нейронауке, а именно теории воплощения. Воплощение – это идея о том, что наши мысли и умственные операции не запрограммированы заранее и не действуют таинственным образом на основе какого-то унаследованного генетического кода, а основываются на непосредственном восприятии окружающего мира через сенсорные каналы, которые начинают работать с самого рождения, такие как слух, зрение, вкус, обоняние и осязание.

Несмотря на то, что наш мозг имеет предрасположенность к обучению, основанную на его организации и функциях, определяемых генетическим кодом, унаследованным от наших родителей, он также способен чувствовать окружающую среду сразу после рождения, и это немедленно помогает нашим внутренним представлениям об окружающем мире.

Я бы посоветовала вам не только разговаривать с ребенком, но и делиться с ним всевозможными сенсорными впечатлениями о мире, как только он окажется у вас на руках – будь то прослушивание музыки, знакомство с цветами или демонстрация предметов и видов, которых он никогда раньше не видел. Поощряя более разнообразные впечатления, вы даете детскому мозгу новые возможности для роста и развития, а также, возможно, более творческие способности в будущем. Беседа

Гийом Тьерри, профессор когнитивной нейронауки, Бангорский университет.

&nbsp

Источник: earth-chronicles.ru

Младенцы быстро усваивают звуки языка даже через несколько часов после рождения
Подпишитесь, чтобы получать свежие новости!

Мы не спамим!

close
Младенцы быстро усваивают звуки языка даже через несколько часов после рождения
Подпишитесь, чтобы получать свежие новости!

Мы не спамим!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь