Предсказание пандемии от Лукреция

0
16

Предсказание пандемии от Лукреция

В своем философском шедевре "О природе вещей", написанном около 50 года до н.э., Лукреций изложил аргументы в пользу радикального материализма. Люди не должны пребывать в страхе перед божественным наказанием, писал он, или совершать рабские жертвоприношения в надежде на божественную награду.

Вселенная не является таинственной игрой богов или демонов; она состоит из атомов, пустоты и ничего больше. Атомы, которые Лукреций называл semina rerum, "семена вещей", находятся в движении, бесконечно вращаясь, сталкиваясь, сочетаясь, разделяясь и вновь соединяясь в новые и непредвиденные узоры.

Во всем этом движении нет ни фиксированной схемы, ни всеобъемлющего замысла, ни следов разумного замысла. Вместо этого на безграничном пространстве и во времени происходят непрекращающиеся случайные мутации. Старые формы постоянно умирают; новые формы постоянно появляются.

Для Лукреция это видение было глубоко утешительным: вместо того чтобы беспокоиться о богах или тревожиться о загробной жизни, нужно сосредоточить свое внимание на этом мире, единственном, который ты когда-либо испытаешь, и спокойно заниматься увеличением удовольствия для себя и для всех окружающих.

Но он знал, что новости, которые он принес, не были однозначно обнадеживающими. Если болезни не были навязаны вам разгневанными богами, они, тем не менее, должны были откуда-то взяться, а именно из тех же беспрестанно кружащихся атомов, которые производят все остальное. Семена вещей, писал он,

необходимы для поддержания нашей жизни.

В то же время очевидно.

что вокруг нас летают вредные частицы

летают, мотыльки болезни и смерти.

Когда враждебные нам частицы начинают двигаться, возникает смятение, "и перемены навязываются / В наших привычных покоях". В такие моменты с миром, который, как нам казалось, мы так хорошо знаем, происходит нечто странное. Небо над головой кажется одновременно и родным, и чужим, а вещи, обеспечивающие существование, начинают казаться глубоко угрожающими, пишет Лукреций,

Падает на воду или на зерновые поля, падает

На прочую пищу зверей и людей,

Или зависает в воздухе.

Из которого наше дыхание вдыхает ее, втягивает ее вниз

по всему нашему телу.

Неудивительно, что на лица людей опускается мрак, а в умах поселяется меланхолия и страх. В поэме "О природе вещей" Лукреций заканчивает свой рассказ о разрушительной эпидемии, поразившей Афины во время Пелопоннесской войны.

То, что поэма резко заканчивается на такой мрачной ноте, привело многих исследователей к выводу, что Лукреций, должно быть, оставил ее незаконченной. Существовала даже легенда, что он внезапно умер от действия любовного зелья, которое дала ему жена.

Возможно, так оно и есть. Но наша сегодняшняя борьба с пандемией Ковид-19 заставляет взглянуть на концовку поэмы в ином свете. Чума, в конце концов, испытывает нас уникальными способами. Она безжалостно измеряет наши ценности, ставит под сомнение наши привычные предположения, освещает безжалостным светом наш социальный, политический и религиозный порядок.

Я задаюсь вопросом, мог ли заключительный акцент стихотворения на эпидемическом заболевании быть на самом деле полностью преднамеренным. Это именно тот экзистенциальный вызов, считал Лукреций, который должно решать любое достойное общество и любая достойная философия.

Когда все идет хорошо, достаточно легко размышлять о нашем месте в материальном мире. Но что делать, если все идет не так хорошо, если мутации в семенах вещей приносят болезни и смерть?

Только если вы можете противостоять невидимым пулям, окружающим нас, и при этом сохранять спокойствие, оставаться рациональным и каким-то образом находить возможность получать удовольствие от жизни, вы усвоили урок, который преподносит поэма.

&nbsp

Источник: earth-chronicles.ru

Предсказание пандемии от Лукреция
Подпишитесь, чтобы получать свежие новости!

Мы не спамим!

close
Предсказание пандемии от Лукреция
Подпишитесь, чтобы получать свежие новости!

Мы не спамим!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь