“Сокусинбуцу”: Японские мумии буддистов

0
49

"Сокусинбуцу": Японские мумии буддистов

Погружение в подземную каменную камеру, герметично закрытую, в ожидании смерти: именно так поступали более 24 известных людей в северной Японии с 1200-х годов до XIX века, хотя, возможно, это делалось и до этого времени, и даже после реставрации Мэйдзи в 1867 году.

Вероятно, эта практика зародилась в Индии или Китае за много веков до этого. Этот процесс известен как сокусинбуцу: становление Буддой в этом самом теле, становление Буддой еще при жизни.  Люди, которые занимались этим процессом, вели аскетический образ жизни.  

Они часто тренировались в месте под названием Сеннинзава, и это название отражает тех, кто там тренировался, поскольку сеннин может переводиться как "потусторонние люди", а сава, произносимое как дзава в сочетании с другими словами, означает "горный поток", что позволяет предположить, что люди, которые затем мумифицировали себя, тренировались в горной местности рядом с потоком.  Так они и делали. 

"Сокусинбуцу": Японские мумии буддистов

Несчастья сеннина

Камни отмечают достижения аскетов, которые обучались там; некоторые из них настолько истерлись, что их невозможно прочитать, но другие рассказывают истории (или отмечают достижения) аскетов, которые обучались там, независимо от того, были они успешны или нет: Дзэнкай, который воздерживался от зерновых в Симекакэ более 1000 дней перед смертью, и Ункай, который почти 25 лет провел в святилище Юдоно, занимаясь только медитацией.

Затем был Тэцурюкай, который провел в горной местности более 1 000 дней.  В рамках аскетической подготовки он вырезал себе левый глаз, молясь об исцелении от глазной болезни, которая в то время сеяла хаос в Эдо (современный Токио).  Его история печальна.  Занимаясь аскетизмом у горного потока потусторонних людей (Сэннинзава), он намеревался похоронить себя заживо, стремясь стать живым Буддой (сокусинбуцу), но в пути заболел и скончался.  Вместо того чтобы похоронить его заживо, как это было принято у тех, кто занимался самопогребением, его похоронили так, как похоронили бы любого другого умершего человека; в этом не было ничего особенного, его просто похоронили, а затем забыли.  Однако он недолго оставался погребенным.

"Сокусинбуцу": Японские мумии буддистов

Он начал появляться в снах двух людей, которые просили как можно скорее эксгумировать его тело. 

"Сокусинбуцу": Японские мумии буддистов

В горах Дэва в префектуре Ямагата находится множество сокусинбуцу – мумифицированных останков аскетов, которые следовали изнурительному режиму самодисциплины, чтобы сохранить свое тело после смерти. Эксперт по народным религиям приоткрывает завесу над этими загадочными "живыми Буддами".

Корни Сингона
Поклонение сокусинбуцу, мумифицированным телам буддийских аскетов, возникло в Японии много веков назад. Впервые возникнув в конце XIV века, эта практика продолжается в нескольких храмах, преимущественно буддийской секты Сингон, разбросанных по всей Японии.

Этот мрачный обычай развился под влиянием эзотерического учения основателя Сингон Кукая (774-835). Известный также как Кобо Дайси, Кукай учил, что благодаря строгой практике любой человек может стать Буддой "в теле" – в нынешнем существовании, не стремясь к состоянию Будды после перерождения – концепция, известная как сокусин дзёбуцу. Считается, что почитаемый священник сам достиг этого состояния около 1200 лет назад, и последователи верят, что он живет в своем мавзолее Окуноин в храмовом комплексе Коясан в префектуре Вакаяма, где монахи продолжают приносить ему ежедневную еду.

По всей Японии разбросано 18 сокусинбуцу, наибольшее количество которых сосредоточено вокруг Дэва Сандзан, трех священных вершин – горы Гассан, горы Юдоно и горы Хагуро в префектуре Ямагата. В обширном регионе Сёнай, который простирается от вершин Дьюа до Японского моря, находятся шесть мумий, а в районе Окитама на юге – еще две. В соседней префектуре Ниигата есть четыре сокусинбуцу, а в префектурах Фукусима, Гифу, Ибараки, Канагава, Киото и Нагано – по одному.

Сокусинбуцу Ямагата, возможно, из-за их многочисленности, наиболее известны. Общей чертой этой группы является включение иероглифа кандзи кай (海) в имена мумий в честь Кукай (空海).

Обилие мумий в Ямагате связано с поклонением горе Юдоно, Юдоносан синко, которое процветало в период Эдо (1603-1868 гг.). Сингонские храмы в префектуре, в которых хранится сокусинбуцу, были центрами этой веры. Состоящая из смеси эзотерических буддийских практик и других верований, она сосредоточена не на самой Юдоно, которая не является настоящей горой, а на куполообразной скале, объекте поклонения, который, как считается, содержит дух божества в священном ущелье Сеннинзава. Вулканическое образование, покрытое минералами цвета ржавчины, отложенными термальными водами, вытекающими из камня, резко контрастирует с зеленью окружающего леса. Наделенное мистической энергией, оно веками служило "внутренним святилищем" вершин Дева Санзан.

До середины семнадцатого века три священные горы Дева ассоциировались с различными религиозными верованиями. Все изменилось в 1641 году, когда храмы на горе Хагуро сменили свою принадлежность с Сингон на школу буддизма Тэндай, что стало политическим шагом в ответ на растущее влияние последней секты при сёгунате Токугава. Впоследствии фракция сингон на Юдоно оказалась под давлением, чтобы последовать этому шагу, но упорно отказывалась отречься от учения основателя Кукай. Возник конфликт, который в конце концов вынудил сингонскую сторону обратиться к центральному правительству с просьбой о контроле над храмами и святынями на горе Юдоно. Просьба была удовлетворена, но секта Тэндай претендовала на горы Хагуро и Гассан.

Тэндай и Сингон, основанные в Японии в начале девятого века, являются эзотерическими традициями, но развивались по принципиально разным направлениям. В отличие от популярного Тэндай, который был на переднем крае буддийского прозелитизма, Сингон оставался погруженным в свои эзотерические корни. По мере углубления разногласий между двумя ветвями в регионе Дэва Сандзан, новости о напряженности привлекли аскетов, называемых иссэй гёнин, к связанной с Сингоном горе Юдоно. Рост числа этих религиозных деятелей, большинство из которых были выходцами из других регионов, в период Эдо объясняет, почему сегодня в Ямагате можно найти так много сокусинбуцу.

"Сокусинбуцу": Японские мумии буддистов

"Пожиратели древесины"

Иссэй гёнин стали одной из трех групп, действующих на горе Юдоно, наряду с буддийскими монахами Сингон и последователями сюгэндзя основателя горы Юдоно Сингон, монаха Сёбо (832-909). Хотя они были религиозными деятелями, эти аскеты иссэй гёнин существовали вне буддийской монашеской иерархии, а также отличались от сюгэндзя, последователей сюгэндо, уединением и строгостью своих ритуалов. Безбрачные монахи, например, принимали учеников в качестве преемников, в то время как у женатых сюгендзя преемниками были их дети мужского пола. Иссэй гёнин привлекал почитателей и покровителей, совершая уединенные обряды, которые удерживали их в горах даже в суровые зимние месяцы, когда монахи сидели в своих храмах, а сюгендзя ходили по земле, занимаясь прозелитизмом.

Согласно храмовым записям, иссэй гёнин были известны тем, что практиковали мокудзики, или "поедание дерева". Они воздерживались от употребления 10 сортов зерновых, включая рис, пшеницу, сою и просо, питаясь вместо этого листьями, корой, корнями и другими растениями из леса – считалось, что такая диета усиливает их аскетические способности.

Наиболее почитаемой практикой, приносящей иссэй-гёнину и его последователям огромные религиозные заслуги, было сэннити ямагомори – тысячедневное уединение на горе Юдоно. Эти монументальные мероприятия традиционно характеризуются как одиночные обряды, во время которых гёнин иссэй уединялся в горной хижине, питаясь продуктами, добываемыми в окружающем лесу. Однако записи периода Эдо показывают, что покровители делали подношения, такие как еда и одежда, чтобы помочь поддержать issei gyōnin во время этих тяжелых усилий. Аскеты также полагались на термальные воды, бурлящие из священной скалы-купола, чтобы уберечься от зимних холодов.

Самый выдающийся из ямагомори сэннити предполагал, что подвижник обязуется быть похороненным заживо. В обряде, называемом дочу нюдзё, гёнин иссэй помещался в специально построенную подземную камеру для продолжения медитаций в течение трех лет и трех месяцев, превращаясь после смерти в сокусинбуцу.

Хотя рассказы о макабрическом ритуале добавляют мистики этим мумиям, истории о живых захоронениях – это скорее фольклор, чем исторический факт. Единственные описания этой практики исходят из неподтвержденных устных и письменных рассказов, передаваемых через храмы, где хранится сокусинбуцу. Научные исследования также ставят под сомнение эти рассказы.

Исследование сокусинбуцу, проведенное Медицинской школой Университета Ниигата в 1960-х годах, показало, что мумификация происходит искусственным путем после смерти человека, а не естественным путем, когда тело было захоронено. Исследователи отметили в своих выводах, что в теплом, влажном климате Японии погребенный труп вряд ли мумифицируется, как в более сухих регионах, таких как Египет. Археологические данные подтверждают это утверждение. Например, при раскопках каменных гробниц в разных местах Японии были обнаружены останки скелетов, но не мумии. Эти открытия, хотя и проливают свет на аскетов Юдоно, не уменьшают мистического очарования сокусинбуцу.

Разделение фактов и легенд

Из многих иссэй-гёнинов, практиковавших на горе Юдоно, больше всего известно о Тэцумонкае Сёнине, сокусинбуцу, хранящемся в храме Чурэндзи в Цуруоке. Записи описывают, как он бежал в Юдоно и посвятил свою жизнь буддизму после убийства двух самураев во время спора. В святом месте он отличился тем, что совершал добрые дела, в том числе помогал строить дороги и закладывать новые рисовые поля, что обеспечило ему широкую поддержку среди местного населения. Впоследствии обнаруженные документы показали, что его религиозная деятельность не ограничивалась Юдоно, и что он путешествовал по всему северу Японии и даже дошел до Эдзо (сегодня это остров Хоккайдо), завоевывая почитателей.

С другой стороны, жизнь других гёнинов Иссей Дэва в значительной степени окутана тайной. Землетрясения и пожары уничтожили многие записи и другие материалы в храмах, документирующие религиозную деятельность аскетов. То, что осталось, трудно подтвердить, что еще больше затрудняет попытки ученых отделить исторические факты от фольклора. Например, долгое время считалось, что Иссэй Гёнин привлекал последователей, становясь сокусинбуцу. Каменные стелы, установленные почитателями в память о том, что аскет стал живым Буддой, усеивают гору Юдоно, но такие документы, как реестры, в которых перечислены спонсоры различных ритуалов, проводимых Иссэй Гёнином, часто предшествовали этим отметкам, что убедительно свидетельствует о том, что при жизни эти фигуры играли гораздо более широкую религиозную роль.

Восхождение к славе

Скудность исторической информации о сокусинбуцу Дэва также частично объясняется их относительной безвестностью в период Эдо. Существует множество рассказов о путешественниках, включая мастера хайку Мацуо Басё (1644-94), которые останавливались в Сайсёдзи в ниигатском городе Тэрадомари, чтобы отдать дань уважения Котихоин, почтенной мумии XIV века, хранящейся там. Для сравнения, сокусинбуцу практически не встречаются в дневниках путешественников, посвященных горам Дэва. Одно из немногих описаний принадлежит плодовитому летописцу Сугаэ Масуми (1754-1829), который осмотрел Хонмёкай Сёнин во время посещения Хонмёдзи в Цуруока в 1784 году. Сугаэ, по-видимому, не был впечатлен этим опытом, заявив, что сокусинбуцу бледнеет по сравнению с благородным котихоин.

Однако слава мумий Дэва резко возросла после реставрации Мэйдзи в 1868 году. Вновь созданное правительство, отказавшись от политики предыдущего режима, ориентированной на буддизм, установило синто в качестве государственной религии. Оно приказало разделить две конфессии, включая храмы и святилища, которые часто занимали одни и те же места. На горах Дэва эта амальгама буддизма и синто была характерна для храмов, посвященных горным культам, и многие из них изменили свою принадлежность к синтоизму в связи с указом правительства.

В то же время власти предприняли меры, чтобы запретить иссэй-гёнинам совершать обряд сокусинбуцу. Были приняты законы, объявляющие погребение живых людей актом, способствующим самоубийству, разрешающие насильственное удаление человека и объявляющие эксгумацию мумии после традиционного периода в три года и три месяца грабежом могилы.

Проблемы сохранения

Несмотря на то, что сокусинбуцу почитаются за их религиозное значение, их ждет неопределенное будущее. Юридически классифицированные как человеческие останки, они не пользуются той же защитой, которая предоставляется статуям или другим исторически значимым буддийским изображениям. Мумии не могут быть зарегистрированы как важные культурные ценности, а такие обряды, как смена одеяний, которые проводятся каждые 6 или 12 лет, являются эзотерическими ритуалами, закрытыми для публики, что делает маловероятным получение статуса нематериальных культурных ценностей. Это не позволяет храмам использовать средства, выделяемые национальными и местными правительствами на сохранение исторических артефактов, что вынуждает институты самостоятельно оплачивать дорогостоящий счет за содержание мумий.

Лучший подход к сохранению сокусинбуцу заключается в том, чтобы привлечь общественность к посещению храмов, где покоятся мумии, чтобы узнать о жизни и религиозной деятельности иссеев-гёнинов. Хотя многие из этих мест находятся в отдаленных районах, местные органы власти могут оказать поддержку такси и автобусам для доставки посетителей в храмы и обратно, а также предпринять другие усилия для увеличения посещаемости мест. Совместными усилиями местные сообщества могут гарантировать, что сокусинбуцу дэва останется частью культурного наследия Ямагаты для будущих поколений.

Разделение синто и буддизма имело тяжелые последствия для четырех сингонских храмов на горе Юдоно, которые поклонялись куполообразной скале. Храмы утверждали, что Юдоно по своей сути является буддистским, но их мольбы остались без ответа. Два института, Чурендзи и Дайнитибо, отказались подчиниться государству и сохранили свою принадлежность к Сингону, что обошлось им недешево. Власти лишили храмы права проводить религиозные ритуалы и отменили их роль, восходящую к периоду Эдо, как ворот для верующих, посещающих вершины Дэва Сандзан.

Лишившись основных источников дохода, храмы обратились к сокусинбуцу. Закрепив мумии в качестве главных образов, священники направили свои силы на создание последователей, включая прозелитизм и продажу религиозных талисманов. По мере того как распространялась молва о сокусинбуцу, число верующих росло, гарантируя храмам постоянный доход.

&nbsp

Источник: earth-chronicles.ru

"Сокусинбуцу": Японские мумии буддистов
Подпишитесь, чтобы получать свежие новости!

Мы не спамим!

close
"Сокусинбуцу": Японские мумии буддистов
Подпишитесь, чтобы получать свежие новости!

Мы не спамим!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь